Факты — киноистория короля Артура

Легенда о короле Артуре — один из самых популярных сюжетов в истории литературы, театра и кино. Число ее экранных интерпретаций давно перевалило за сотню, и к выходу в прокат 11 мая «Меча короля Артура» уместно вспомнить самые известные из них, ограничив выборку фильмами, выходившими в прокат.

Америка выходит вперед

Сложно сказать наверняка, какая лента стала первым кирпичиком в основании кино-«артурианы». Вероятно, американская миниатюра Эдвина Портера «Персиваль» (1904), вдохновленная одноименной оперой Рихарда Вагнера. Что любопытно, в 25-минутной новелле, посвященной подвигам титульного рыцаря, самому Артуру места не нашлось.

Также интересно, что киношников долгое время больше интересовал не сам мифологический канон, а его сатирическая интерпретация, роман «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена. Известны три громкие экранные адаптации книги (1921, 1931 и 1949 годов), вышедшие раньше, чем первая масштабная картина, основанная именно на классическом сюжете. И этим почином стал американский эпик Ричарда Торпа «Рыцари Круглого стола» (1953) по мотивам романа Томаса Мэлори «Смерть Артура». Лента с Мелом Феррером, Робертом Тэйлором и Авой Гарднер стала хитом, получила две номинации на «Оскар», но была признана слишком уж старомодной.

Комедия — на десерт

Через 10 лет свою версию юности Артура поведала студия «Уолт Дисней», выпустив мультфильм Билла Пита «Меч в камне» (1963) по книге Теренса Хэнбери Уайта. Облегченный для детского восприятия анимационный мюзикл принес еще больше денег, чем опус Торпа, и это побудило Голливуд сделать выводы.

В общем, вскоре вышел игровой мюзикл Джошуа Логана «Камелот» (1967) с Ричардом Харрисом, Ванессой Редгрейв и Франко Неро. Трехчасовой монстр, снятый за впечатляющие $13 млн, разочаровал критиков, но имел кассовый успех и взял три «Оскара» (за декорации, костюмы и музыку).

Первую попытку осмыслить «артуриану» средствами артхауса предпринял француз Робер Брессон. Склонный к аскезе и лаконизму, он превратил своего «Ланселота Озерного» (1974) в реалистичную и жесткую историю о средневековых нравах, лишенную всякой фэнтези-романтики.

Как бы там ни было, детище Брессона вспоминают теперь лишь синефилы, а вот у обычных зрителей 70-е годы ассоциируются (в плане фильмов про Артура) с комедией абсурда «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975) — уморительной британской пародией Терри Гиллиама и Терри Джонса на клише рыцарского романа. Причем лента стоила всего $0,4 млн, а собрала в прокате $5 млн!

Самодержавие по-советски

Вообще, странно, что англичане, которым, казалось бы, и карты в руки, раскачались с экранизациями мифов о своем монархе позже американцев. Зато с более убедительным творческим результатом. Так, в 1981-м британец Джон Бурман выпустил «Экскалибур», основанный на труде все того же Мэлори. Хотя тогда фильму досталось от критиков, время расставило все по местам: ныне эта сновидчески-зыбкая картина с Найджелом Терри, Гэбриелом Бирном, Лиэмом Нисоном и Хелен Миррен имеет лучшие рейтинги из всех игровых лент об Артуре.

К слову, на 80-е пришелся единственный вклад СССР в киношную «артуриану» — «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988) Виктора Греся, любопытное толкование сюжета Твена, в котором Альберт Филозов играл сразу и короля, и Мерлина.

В легкомысленные 90-е, увы, качество лент пошло вниз. Правда, они стали зрелищнее и «съедобнее» для масс. Хороший пример — снятый за $55 млн блокбастер Джерри Цукера «Первый рыцарь» (1995) с Шоном Коннери, Ричардом Гиром и Джулией Ормонд. Дамы млели от романтической истории Ланселота и Гвиневры, а вот критики кривились от избытка «мыла» в сценарии.

Век попсы

К сожалению, XXI век только усугубил положение с «опопсением» фильмов, чему доказательством совсем завиральный «Король Артур» (2004) Антуана Фукуа с Клайвом Оуэном и Кирой Найтли, эксплуатирующий экзотическую теорию о том, что король был римлянином, а его рыцари — диковатыми сарматами. В итоге данный опус стал первым крупным «артурианским» кинопровалом и надолго закрыл тему для осторожных продюсеров.

Тем интереснее, какая судьба ждет «Меч короля Артура» от Гая Ричи, сделавшего будущего монарха (Чарли Ханнэм) предводителем шайки бандитов, а его оппонента Вортигерна (Джуд Лоу) — темным магом. Ну, скоро узнаем.

04.05.17
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 14 =