Кинофестиваль Ника-2018

В Москве прошла 31-я по счету церемония вручения премий Российской академии кинематографических искусств. Если в январе на «Золотом орле» задавали тон драмы о советских космонавтах, «Ника» сфокусировалась на более земных проблемах. Хотя и воздала должное модной теме орбитального ретро…

Аритмия жизни

Главным сюрпризом мероприятия стало то, что такой железобетонный фаворит критиков, как тяжелая драма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, бодро пролетела во всех шести категориях, в которых была выдвинута. А это, на минуточку, кино, которое попало в оскаровский шорт-лист! Словом, «Нелюбовь» пала жертвой нелюбовного настроения академиков, отдавших предпочтение другим высокохудожественным лентам.

В первую очередь — куда более живой и многогранной драме «Аритмия» Бориса Хлебникова. Лента о жизни врача, находящегося на грани развода, познала на «Нике» пик триумфа, выиграв в пяти номинациях из семи — потрясающая результативность. Кино взяло статуэтки за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, главные мужскую (Александр Яценко) и женскую (Ирина Горбачева) роли.

Такой успех «Аритмии» сильно сузил поле конкуренции, из-за чего к достижениям лидера не сумел приблизиться никто. Наоборот, многие претенденты подобно «Нелюбви» остались без единого приза. Например, кавказская драма Кантемира Балагова «Теснота», костюмная мелодрама Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» и драма Владимира Котта «Карп отмороженный».

Возвращение «Матильды»

Любопытная ситуация сложилась с «Никой» за лучшую мужскую роль второго плана. Мнения академиков разделились поровну, так что пришлось вручать сразу две статуэтки. Одна из них досталась Владимиру Ильину за созданный им образ Сергея Королева в космической драме «Время первых». Вторая ушла к Сергею Гармашу за колоритный портрет майора Таратуты в драме «Холодное танго», повествующей о любви на фоне национальной ненависти и политических предрассудков.

Что же касается лучшей женской роли второго плана, то здесь премию получила Алиса Фрейндлих за балетную драму «Большой». Забавно, что шансы Алисы Бруновны победить именно в этой категории были в текущем году выше обычного, поскольку она также претендовала на данную награду за участие в «Карпе отмороженном».

Что еще? Лучшую операторскую работу обнаружили в спейс-драме «Салют-7» (Сергей Астахов, Иван Бурлаков, при участии Кирилла Боброва). Приз же за лучшую музыку вручили Владимиру Дашкевичу за модерновую киноверсию чеховских «Трех сестер» от Юрия Грымова. А лучшим звукорежиссером стал Сергей Чупров за свою работу на проекте «Большой».

На удивление значимых успехов достигла разруганная критиками и зрителями историческая мелодрама «Матильда» Алексея Учителя. Скандальная «лав стори» заработала две «Ники» — правда, именно в тех номинациях, где имела на это все основания: «Лучшие декорации» и «Лучшие костюмы».

Новички и старички

Честно говоря, автор этих строк надеялся, что «Открытием года» академики признают Александра Хаита, снявшего очень симпатичную социальную драму «Как Витька Чеснок вез Леху штыря в дом инвалидов». К счастью, вышло именно так.

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии была названа грузинская лента Эльдара Шенгелая «Кресло». Это сатирическая комедия про весьма эмоциональные отношения большого чиновника и его рабочего места, обладающего собственной волей.

Относительно лучшего анимационного проекта — им оказалась десятиминутная кукольная миниатюра Светланы Андриановой «Два трамвая», двумя месяцами ранее одержавшая викторию и на «Золотом орле».

Ну а титул лучшего неигрового фильма обрела документалка Олеси Фокиной «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека», посвященная феномену личности одного из самых ярких кинематографистов-«шестидесятников».

Остается добавить, что лауреатом премии в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова в этом сезоне стал патриарх отечественного актерского цеха Владимир Этуш. Также специальную награду за творческие достижения в области телевизионного кинематографа вручили фильму «Петр Лещенко. Все, что было…» Владимира Котта. И нам особенно приятно, что приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отдали Санкт-Петербургскому институту кино и телевидения, которому в этом году исполняется 100 лет.

30.03.18
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 2 =